Плохой характер? Просто он у меня есть!
Ч.1Еще до войны судьба занесла в Чернигов, где нечаянно удалось пообщаться с профессиональным историком, имеющим собственные монографии и ученые степени, касающиеся ранней истории Чернигова.
В общем, было довольно интересно послушать как об уже хорошо известных фактах, но с несколько своеобразной позиции, так и о том, что было еще в виде гипотез, хоть и очень интересных.
В общем, на базе этих рассказов можно было развернуть неплохой исторический роман с острым и увлекательным сюжетом, но больше всего запомнилось другое.
Собеседник увлеченно и подробно рассказывал о том, как пришедшие в запустение церкви и монастыри как на Черниговщине, так и в Киеве упорно восстанавливал и оживлял Иван Мазепа.
Будучи человеком не верующим, автор не интересовался именно церковной историей, но в данном случае, услышанное четко вписалось в ту канву истории, которая имелась до этого момента.
В общем, Украинская церковь еще отдаст ему должное и наверняка – опубликует все то, что было сделано не просто на деньги Мазепы, но при его деятельном участии. То есть, он хотел это делать, его особенно об этом и не просили. Что надо понимать, речь ведь не шла о восстановлении какой-то одной церкви или монастыря, это происходило практически повсеместно.
Сейчас бы это можно было назвать государственной программой, но тогда это была его личная программа, которую он сам себе наметил и выполнял на собственные деньги.
Поскольку церкви за несколько веков пришли в запустение после ордынской оккупации, то подобная программа была поистине равна возрождению православия, уже было сосем затухшего на своих канонических территориях. Не знаю, есть ли подобный пример еще где-то в мире, но Мазепа внес просто грандиозный вклад в возрождение церкви, как своей энергией, так и своими деньгами.
В связи с этим последующая анафема, полученная от этой самой церкви, выглядела как минимум – странной. Даже с учетом того, что Мазепа встал на сторону шведского короля Карла 12 против московского царя Петра, все равно это не могло стать основанием для церковного проклятия. Это выглядело так, что церковь плюнула в руку, которая ее подняла, очистила, отмыла и вдохнула новую жизнь.
Кстати, ничего личного не могло быть между Мазепой и Петром. Там просто не было места личным обидам потому, что на рубеже 17-18 веков и даже позже изменение конфигураций противостоящих коалиций было делом обыденным и вчерашние союзники часто становились противниками. Союзы были ситуативными и не имели вечного характера.
Таких союзов просто не было в природе. С этой точки зрения Мазепа не сделал ничего необычного даже для такого странного типа, которым был Петр.
Указанные выше принципы реконфигурации коалиций имели некий побочный эффект. Победитель сражения не ставил себе за цель физически уничтожить разгромленного противника и особенно – его командование. Битва заканчивалась и победитель почти всегда великодушно отпускал побежденного, получив свои трофеи.
То есть, личной вендетты там не предполагалось. Даже спустя почти 100 лет после указанных событий Наполеон собрал несколько тысяч пленных солдат императора Александра 1 и отправил их на родину, обмундировав, накормив и предоставив возможность безболезненно добраться до границ империи.
Это была повсеместная практика, и то, что потом сделал Петр в отношении Мазепы, просто не вписывалось ни в традиции, ни в логику. Более того, какой бы ни была церковь на территории Московии, предавать анафеме человека просто за то, что у царя улетела кукушка – она не стала бы.
Тем более, что человек был необычным и сделал для этой церкви столько, сколько не делал никто в ее истории. Тем не менее, факт остается фактом. Под нажимом Петра анафема была провозглашена и поется в московской церкви по сей день.
Все это наводит на мысль о том, что истинные причины такой странной реакции царя, а через него и церкви, до сих пор не оглашены, а официальная версия – прикрытие обстоятельств, которые и по прошествии трехсот лет не могут быть обнародованы.
В свою очередь, это означает лишь одно: оглашение этих обстоятельств окажется разрушительным и сейчас. Причем, это разрушит не только светскую, но и церковную иерархию одновременно.
Анафемой прикрыто нечто, во что замешаны и Петр, и его современная церковь и, наверное, надо присмотреться к этим обстоятельствам не только для того, чтобы реабилитировать имя нашего великого соотечественника, но и для того, чтобы понять, откуда удалось выдрать нашу поместную, православную церковь, а заодно – понять истинное лицо нашего врага.
Продовження в коментарях
В общем, было довольно интересно послушать как об уже хорошо известных фактах, но с несколько своеобразной позиции, так и о том, что было еще в виде гипотез, хоть и очень интересных.
В общем, на базе этих рассказов можно было развернуть неплохой исторический роман с острым и увлекательным сюжетом, но больше всего запомнилось другое.
Собеседник увлеченно и подробно рассказывал о том, как пришедшие в запустение церкви и монастыри как на Черниговщине, так и в Киеве упорно восстанавливал и оживлял Иван Мазепа.
Будучи человеком не верующим, автор не интересовался именно церковной историей, но в данном случае, услышанное четко вписалось в ту канву истории, которая имелась до этого момента.
В общем, Украинская церковь еще отдаст ему должное и наверняка – опубликует все то, что было сделано не просто на деньги Мазепы, но при его деятельном участии. То есть, он хотел это делать, его особенно об этом и не просили. Что надо понимать, речь ведь не шла о восстановлении какой-то одной церкви или монастыря, это происходило практически повсеместно.
Сейчас бы это можно было назвать государственной программой, но тогда это была его личная программа, которую он сам себе наметил и выполнял на собственные деньги.
Поскольку церкви за несколько веков пришли в запустение после ордынской оккупации, то подобная программа была поистине равна возрождению православия, уже было сосем затухшего на своих канонических территориях. Не знаю, есть ли подобный пример еще где-то в мире, но Мазепа внес просто грандиозный вклад в возрождение церкви, как своей энергией, так и своими деньгами.
В связи с этим последующая анафема, полученная от этой самой церкви, выглядела как минимум – странной. Даже с учетом того, что Мазепа встал на сторону шведского короля Карла 12 против московского царя Петра, все равно это не могло стать основанием для церковного проклятия. Это выглядело так, что церковь плюнула в руку, которая ее подняла, очистила, отмыла и вдохнула новую жизнь.
Кстати, ничего личного не могло быть между Мазепой и Петром. Там просто не было места личным обидам потому, что на рубеже 17-18 веков и даже позже изменение конфигураций противостоящих коалиций было делом обыденным и вчерашние союзники часто становились противниками. Союзы были ситуативными и не имели вечного характера.
Таких союзов просто не было в природе. С этой точки зрения Мазепа не сделал ничего необычного даже для такого странного типа, которым был Петр.
Указанные выше принципы реконфигурации коалиций имели некий побочный эффект. Победитель сражения не ставил себе за цель физически уничтожить разгромленного противника и особенно – его командование. Битва заканчивалась и победитель почти всегда великодушно отпускал побежденного, получив свои трофеи.
То есть, личной вендетты там не предполагалось. Даже спустя почти 100 лет после указанных событий Наполеон собрал несколько тысяч пленных солдат императора Александра 1 и отправил их на родину, обмундировав, накормив и предоставив возможность безболезненно добраться до границ империи.
Это была повсеместная практика, и то, что потом сделал Петр в отношении Мазепы, просто не вписывалось ни в традиции, ни в логику. Более того, какой бы ни была церковь на территории Московии, предавать анафеме человека просто за то, что у царя улетела кукушка – она не стала бы.
Тем более, что человек был необычным и сделал для этой церкви столько, сколько не делал никто в ее истории. Тем не менее, факт остается фактом. Под нажимом Петра анафема была провозглашена и поется в московской церкви по сей день.
Все это наводит на мысль о том, что истинные причины такой странной реакции царя, а через него и церкви, до сих пор не оглашены, а официальная версия – прикрытие обстоятельств, которые и по прошествии трехсот лет не могут быть обнародованы.
В свою очередь, это означает лишь одно: оглашение этих обстоятельств окажется разрушительным и сейчас. Причем, это разрушит не только светскую, но и церковную иерархию одновременно.
Анафемой прикрыто нечто, во что замешаны и Петр, и его современная церковь и, наверное, надо присмотреться к этим обстоятельствам не только для того, чтобы реабилитировать имя нашего великого соотечественника, но и для того, чтобы понять, откуда удалось выдрать нашу поместную, православную церковь, а заодно – понять истинное лицо нашего врага.
Продовження в коментарях